Об именах древних римлян

Я жаловалась на имена в средневековой Англии? Забудьте!



Римляне - вот, кто настоящие пофигисты и тролли потомков!

Ну, почему, почему, величайшая нация, трудами и достижениями которой мы пользуемся и по сей день, заложившая основу всей европейской юриспруденции, подарившая миру систему противовесов во власти, - почему она оказалась столь беспомощна в вопросе именования?!

Римляне были великолепны в войне. В Сенате. На Форуме. Но в некоторых вопросах, они были прямые, как пилум.



Пилум.








Image result for пилум
Легионеры метают пилумы.






Итак, имена в Древнем Риме.

Имя римлянина чаще всего состояло из трех частей.

ЛичноеИмя - ИмяРода - ИмяСемьи

Имя Рода восходит, как я понимаю, еще к древнейшей истории Рима.
То есть, их было ограниченное количество (предположительно - около 300, по числу родов-основателей Рима. См. ниже цитаты из Покровского).

Имя Семьи было почти то же, что у нас сейчас фамилия. То есть слово, передающееся от этого конкретного отца сыновьям.

А Личное Имя (мы помним, что в этом вопросе у римлян была крайне скудная фантазия?) так вот, личное имя давалось одно из уже существующих (всего их было два-три десятка).
Но чаще всего выбирали одно из одиннадцати самых общеупотребительных:

Авл, Гай, Гней, Децим, Луций, Марк, Публий, Квинт, Секст, Тиберий, Тит. 

(Больше всего среди них меня возмущают "Квинт", "Секст" и "Децим"* - я уже говорила, что у римлян была крайне небогатая фантазия?)

*Wikipedia:




Сюда можно добавить, что древние известные роды не заморачивались даже десяткой общеупотребительных, а называли сыновей только теми именами, которые уже встречались в роду. То есть, выбор был из двух-трех имен.

("Например, у Корнелиев Сципионов были только Гней, Луций и Публий, у Клавдиев Неронов – только Тиберий и Децим, у Домициев Агенобарбов – только Гней и Луций." Федорова Е. В.)






Ну, что я еще не сказала? А, да, еще стоит отметить, что была добрая традиция называть старшего сына именем отца. Представили? Нет?

Я помогу.

Вот, например, перед нами славное родословное древо Юлиев (маленький кусочек, конечно). И мы в нем ищем - его! того самого! который перешел Рубикон, стал единоличным диктатором и в конце концов пал под ударами заговорщиков, восклицая: "И ты, Брут?!"

Другими словами, мы ищем Гая Юлия Цезаря.








Жалея нас, добрые авторы схемы пометили его КРУПНЫМ ШРИФТОМ, потому что иначе, боюсь, мы бы еще долго смотрели в ступоре, пытаясь выбрать нужного из трех (если отбросить Страбона и Октавиана, иначе их было бы пять).





А если Вас попросят рассказать о Сексте Юлии Цезаре, то - бегите! бегите от этого тролля!

Так как мы знаем Секста Юлия Цезаря (прапрадеда того самого Цезаря), Секста Юлия Цезаря (родного дядю того самого Цезаря), Секста Юлия Цезаря (двоюродного брата того самого Цезаря), Секста Юлия Цезаря (двоюродного племянника того самого Цезаря), Секста Юлия Цезаря (брата прадеда того самого Цезаря) и Секста Юлия Цезаря (сына брата прадеда того самого Цезаря).

И Вы задол... замучаетесь разбираться, кого из них имел в виду Ваш собеседник.

Как сами римляне разбирались в этом кавардаке, для меня остается загадкой.







Хотя, они, конечно, пытались как-то отделить одних от других. Например, могли дать прозвище человеку. По свершениям (например, победе в войне), отличительным особенностям, по какому-то всем известному случаю в жизни этого римлянина.

И это прозвище, конечно....

Да! присоединялось к имени, полученному от отца.

И переходило к детям.

Круто отличили от других, мда.





Яркий пример приводит в своей статье Федорова.

Был себе древний род  
Корнелиев
Один из членов этого рода получил прозвище Scipio (жезл, палка), потому что был поводырем своего слепого отца и служил ему как бы вместо посоха. И все потомки этого человека стали 
Корнелии Сципионы.
Один из них получил прозвище Nasica (остроносый). И все его потомки стали зваться 
Корнелии Сципионы Назики.
Когда за одним из потомков было замечено сходство с торговцем жертвенными животными, то его прозвали Serapio (от египетского бога Сераписа). Полное его имя стало  
Публий Корнелий Сципион Назика Серапион
Надо ли говорить, что он был не единственным римлянином с таким именем?







Размышление об именах древних римлян не будет полным, если мы не упомянем усыновление. 

Усыновление в тот период было относительно распространенным явлением, тем более что усыновляли далеко не сирот. 

Основной целью было:
- для будущих отцов - полноценный сын (который станет продолжателем рода, будет чтить духов предков, вовремя принося им жертвы, сын, которому можно передать наследство, а также - конечно - имя рода!),
- для будущих сыновей - возможности, недоступные в кровной семье (образование, славные родственники и имя, которые откроют двери к карьере и т. д.).

Когда происходило усыновление молодой человек брал все три имени нового отца (Личное, Имя Рода и Имя Семьи). Но, чтобы было понятно, откуда он произошел, в самом конце нового имени он добавлял имя прежнего рода с суффиксом "-ан".

Например, есть байка о том, что Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст, усыновленный преемник того самого Цезаря, предпочел бы, чтобы все забыли о его усыновлении. Он никогда не называл себя "Октавиан", всегда только "Гай Юлий Цезарь". Именование "Август" ("возвеличенный богами") ему дал впоследствии Сенат. 

Горькой иронией стал факт, что в истории он наиболее известен не под первым именем (чтобы не путать с остальными Гаями Юлиями Цезарями) и не под вторым (так как все императоры после него тоже называли себя Августами). Чаще всего мы называем его "Октавиан". 








Вот и все, чтобы Вы смогли получить общее обзорное впечатление об именах в Древнем Риме.

...

Женщины?! А-ах, женщины... Да, что там о них рассказывать? 

Если рождалась девочка, ее называли по имени отца. Если отец Юлий - то Юлия, если Корнелий - Корнелия. Вот и все.

...

Если она была не одна? Тогда добавляли к имени "Старшая" или "Младшая". (Я еще не говорила, что у римлян была небогатая фантазия?)

...

Если дочерей было больше двух? Неужели еще не догадались? 
Их звали: Юлия Первая, Юлия Вторая, Юлия Третья и так до младшей.



Все, теперь про имена точно все.














Ну, а если Вы хотите узнать больше, то вот Вам еще немножко информации ниже.


Отличная статья об именах, из которой я почерпнула много сведений:
Федорова Е. В. Имена в античных латинских надписях.





Мои цитаты по поводу Имени Рода.

Покровский об этом пишет так:
"В своем теоретически чистом виде родовой принцип заключается в том, что род, то есть естественно разросшийся союз семейств, происшедший в более или менее отдаленном прошлом от одного общего родоначальника, является ни от какой власти не зависящим, самодовлеющим и самоуправляющимся (суверенным) целым. "
Конечно, в рассматриваемые нами времена ни о какой независимости рода речь уже не идет, это скорее дань преемственности.

Еще замечательно сказано у него же:
"Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Поэтому-то такие полноправные граждане называются патрициями, то есть теми, qui patrem ciere possunt, кто может указать своего отца, свой род. Следовательно, патриции, по первоначальной идее своей, отнюдь не являются классом богачей или аристократов; это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима."

Покровский также тонко замечает возможную преемственность власти сенаторов от власти старейшин родов:
"Рядом с царем стоит сенат ... , состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената ... . На это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов, по римскому преданию, а также наименование сенаторов "patres". Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя."





А вот Покровский описывает правовое положение Семьи в период перехода от общинно-родового устройства к полноценному государству.

"... возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией... разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи - familiae.

Этот элемент еще крепок перед лицом государства. Древнеримская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность...

Римская семья этой эпохи, напротив, представляет из себя замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое. Отдельных индивидов государство еще не знает; во внутренние отношения семьи оно не вмешивается; оно имеет дело только с главою семьи, paterfamilias, который закрывает собою всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее; de jure он здесь неограниченный владыка.

"... В состав этого замкнутого семейного круга, этой маленькой монархии, входит жена домовладыки (которая юридически находится на положении дочери ...), его дети, внуки и т.д. (хотя бы и совершеннолетние), рабы и все недвижимое и движимое имущество".

Familia, таким образом, есть все, что находится под властью paterfamilias .... Здесь, внутри этой сферы, paterfamilias владычествует над всем безразлично: имеет над всем и всеми право жизни и смерти, право продажи и т.д. 

Члены семьи не имеют юридических сношений с внешним миром, они не могут от себя вступать в договоры, выступать стороною в процессе и т.д.; во всем они являются только орудием домовладыки"

Конечно, это описание уже неприменимо к периоду империи - тому периоду, который мы рассматриваем. Но, мне кажется, оно дает хорошее понимание того, чем отличается Род от Семьи.









И еще немного разрозненных фактов об усыновлении, которые, на мой взгляд, хорошо показывают предпосылки данного института.




1. Причины усыновления.

"Для древнего римлянина усыновление было средством в усыновляемом приобрести лицо, которое после смерти усыновителя было бы преемником его имени, его культа, словом, его политического и религиозного я.

... Это был, можно сказать, суррогат тех отношений, которые существовали между естественными родителями и детьми. Здесь, с одной стороны, римский закон, как он сам характерно выражался, подражал природе ... , а с другой, копировал те отношения ... , которые практиковались между естественным отцом и сыном.

С первой целью - в Риме было воспрещено кастратам не только жениться, но и усыновлять, усыновитель должен быть старше усыновляемого, по крайней мере, на 18 лет, со второй - римское законодательство наделяло усыновителя отцовской властью.

А так как эта власть была достоянием лишь одного мужского пола, то женщины, по общему правилу, не могли усыновлять; по общему же правилу, они не могли быть и усыновляемы, как не способные получать по преемству patria potestas [власть отца] и связанных с нею сакральных прав."

Загоровский А. И. Курс семейного права.



2. Почему было важно наследие сакральных прав?

"В сфере наследования большое значение имел институт семейных sacra ...
.
Каждая семья имела свой особый культ, культ своих предков, души которых, по верованиям римлян, продолжали витать около домашнего очага и которые для своего загробного покоя нуждались в известных жертвоприношениях.

Эти жертвоприношения никогда не должны были прекращаться, в противном случае память предков будет оскорблена; души предков превратятся из добрых гениев в злых и притом - не только для ближайших членов семьи, но и для всего римского народа.

Ввиду этого вопрос о том, к кому в случае смерти данного paterfamilias перейдут право и обязанность поддерживать далее семейные sacra, - этот религиозный вопрос примешивался к вопросу о наследовании ..."

Покровский И. А. История римского права.




3. Пример случая наследования, когда при обоих родителях юноши были отданы в усыновление.

"Оставив Папирию, Эмилий Павел почти тотчас же женился на другой, которая также родила ему двух сыновей. 

Тогда Павел, человек очень небогатый, стал думать о судьбе своих первенцев. Он счел за самое лучшее отдать их в усыновление в самые богатые и знатные дома — этот обычай был очень распространен среди римской знати. 

Старшего усыновили Фабии, потомки Кунктатора. 

Младший же вошел в еще более прославленный дом — дом Великого Сципиона Африканского, покорителя Карфагена. Усыновил его двоюродный брат, старший сын победителя Ганнибала и Эмилии, родной сестры Павла. 

По римскому обычаю он передал мальчику и свое имя. Отныне наш герой стал называться Публий Корнелий Сципион Эмилиан.

Если в Риме и осуждали Эмилия за то, что он оставил свою жену, никто не мог бы сказать, что он бросил и своих детей, спихнув все бремя забот о них на отцов-усыновителей. Нет. Напротив.

Эмилий Павел обожал всех своих детей, воспитывал их сам, сам выбирал для них учителей, и Полибий даже говорит в одном месте, что Сципион вырос в доме родного отца. Он рос в большой многодетной семье, и его с рождения окружали любовь и нежность.

...

Павел горячо любил всех своих детей, но Сципиона просто обожал. К нему он, говорят, испытывал «не отцовскую любовь, но словно какую-то безумную влюбленность» ... .
 
Вторым домом для нашего героя стал дом его приемного отца

То был в высшей степени незаурядный и необычный человек. Он получил самое утонченное воспитание. Наделен был яркими талантами. Хорошо писал и говорил и казался, по выражению Цицерона, звездой Республики. 

Особенно восхищался оратор его римской историей, написанной по-гречески с необыкновенным изяществом. И в то же время Сципион, потомок столь знаменитого рода, совершенно чуждался общественной жизни и всего себя посвятил литературе и религии. У него было хрупкое здоровье, и это придавало какой-то грустный оттенок всем его блестящим талантам. По-видимому, он умер, не достигнув старости ... .
 
Мы совершенно не знаем, какое влияние на маленького Публия оказал его приемный отец. Во всяком случае, беседы с таким интересным и образованным человеком не могли не запасть в душу ребенка.

Но, главное, влиял сам дом. Этот чудесный дом, дом Великого Сципиона, где каждый камень был овеян каким-нибудь романтическим воспоминанием. Полибий, вступивший в этот дом через 15 лет после смерти победителя Ганнибала, сразу подпал под его волшебное очарование.

Сципион Старший встает совершенно как живой со страниц его истории. Видимо, все в этом доме дышало им. Все вещи, все предметы стояли так, словно он тут, рядом. Этому способствовали яркие рассказы всех близких — его вдовы Эмилии, самой блистательной женщины Рима, его дочери — красавицы Корнелии, которая больше всего любила рассказывать о своем отце, его родных и близких.

И Публий знал, что он единственный наследник имени, славы и счастья этого удивительного человека. Мальчик мог вдоволь мечтать о волшебных подвигах и подолгу смотрел на изображение Сципиона.

Но был и третий родной Публию дом — дом его несчастной матери. Жила она строго и уединенно, в бедности — у нее даже не было выходного платья. Мальчик ее очень любил."

Бобровникова Т. А. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена.



4. Ну, и просто немного красивых картинок в тему.



Коментарі

Популярні публікації